Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «автокредит» не является точным юридическим понятием. Это собирательное обозначение для целого ассортимента финансовых услуг. Объединяет их наличие трех сторон в сделке: продавец-автосалон, покупатель и банк-кредитор.
Конечно, автокредитование – не единственный способ приобрести автомобиль с привлечением заемных средств. Также можно воспользоваться потребительским займом без обеспечения и займом под залог уже имеющегося имущества (например, под залог недвижимости).
Автокредит – это подвид потребительского кредитования, и брать его могут только физические лица;
Кредит является целевым – в кредитном соглашении прописано, что средства обязательно должны быть полностью израсходованы на покупку автомобиля;
Автокредит обязательно предполагает залог в виде приобретаемого автомобиля. Машина находится в залоге у банка до момента погашения задолженности. Машиной при этом можно пользоваться, но нельзя продать или подарить без разрешения банка.
Автомобильное кредитование с юридической точки зрения относится к потребительским кредитам, поэтому информацию об основных условиях автокредитования следует искать в Федеральном законе N 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)».
Банки при заключении кредитного договора руководствуются правилами, которые разрабатывают сами. Содержание этих правил регулирует не только ФЗ N 353 и Закон РФ N 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», но и другие законы Российской Федерации, а также нормативные акты Банка России и Положение ЦБР от 31.08.1998 N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
Актуальность исследования обусловлена тем, что кредитование населения на приобретение транспортных средств - один из наиболее развитых и конкурентных сегментов кредитования физических лиц на российском рынке.
Практически все официальные дилеры могут предложить своим потенциальным клиентам на выбор кредитные программы нескольких банков. На рынке автокредитования в последние полтора года появилось много новых кредитных продуктов, что связано с активным развитием этого сегмента и обострением конкуренции между участниками.
Целью курсовой работы является анализ организации автокредитования в банке и разработка предположений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность автокредита как разновидности потребительского кредита;
- дать характеристику программ автокредитования;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование в области автокредитования;
- изучить организационно-экономическую характеристику банка ПАО «Сбербанк»;
- рассмотреть условия оформления автокредита в банке ПАО «Сбербанк»;
- изучить процедуру оформления автокредита в банке ПАО «Сбербанк».
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод, что данная тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего рассмотрения.
Объектом курсового исследования является автокредитование в коммерческом банке.
Предмет – особенности предоставления автокредитования в банке ПАО «Сбербанк».
Для изучения выбранной темы, возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка особенностей предоставления автокредита.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованных источников, включающий в себя 25 учебных пособий.
1 Теоретические аспекты организации автокредитования в коммерческом банке и его учет
1.1 Автокредитование как кредит для физических лиц, его особенности и общий подход к организации процесса выдачи
Клиентская политика современного коммерческого банка должна быть направлена на максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в банковских услугах.
При этом банки постоянно расширяют и дополняют спектр предлагаемых услуг внедряя актуальные и востребованные услуги.
Услуги по кредитованию – основной вид услуг коммерческого банка, которые приносят ему наибольшую долю доходов.
Кредитный продукт – это разработанная и утвержденная банком программа сотрудничества с клиентом, связанная с размещением денежных средств от имени банка и за его счет на условиях срочности, возвратности и платности.
Кредит — это более широкое понятие, которое формирует определение исходя из принципов теории кредита: платности, срочности и возвратности. К кредитам коммерческого банка можно отнести следующие: кредит без обеспечения, кредит под залог, кредит под поручительство и т.д., а к кредитным продуктам следует отнести как розничные кредитные продукты (потребительский кредит, автокред, ипотека и т.д.), так и корпоративные кредитные продукты (факторинг, банковская гарантия, овердрафт и т.д.). [7, c. 156]
Кредитование – это форма финансовых отношений, при которой одно лицо (кредитор) предоставляет другому в пользование некоторую сумму средств на условиях возвратности, платности и срочности.
Различают потребительский и производственный кредит.
Производственный кредит выдается на предпринимательские цели: увеличение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит конкретно влияет на увеличение ассортимента товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, уровня жизни жителей.
Потребительский кредит - отличительной особенностью являются отношения денежного и товарного капитала, потенциальными заемщиками являются физлица. Такой кредит создан для целей потребления, а не на создание новой стоимости.
Кредиторами могут быть специализированные кредитные организации и всякие юрлица, производящие реализацию товаров либо услуг. В денежной форме потребительский кредит выдается как банковская ссуда физлицу на покупку недвижимости, оплаты лечения и так далее, в товарной — в виде розничной продажи товаров с отсрочкой платежа. В России такой вид кредита еще не столько популярен, немного применяется при кредитовании под залог недвижимости (в основном — жилья).
Кредиты также можно разделять и по другим признакам существует финансовая форма кредита, прямая и косвенная, явная и скрытая, основная и дополнительная, развитая и неразвитая. [10, c. 225]
Финансовую форму кредита применяют при проведении операций с финансовыми активами: ценными бумагами, валютой, инструментами рынка ссудных капиталов. Эта форма кредита помогает в удовлетворении спроса на спекулятивный капитал.
Прямая форма кредита - непосредственная выдача ссуды без посредников.
Косвенная форма кредита - взятие ссуды для кредитования иных субъектов. Зачастую применяют для кредитования покупки с/х продуктов.
Явная форма кредита - кредит с заранее оговоренной целью. Сюда относят лизинговый кредит и ряд других.
Основной формой кредита является денежный кредит, а товарный кредит — это дополнительная его форма.
Развитая и неразвитая формы кредита описывают степень его развития. К неразвитой форме кредита относятся ломбардные кредиты.
Рассмотрим более подробно такой вид потребительского кредита как автокредит.
Автокредит – это подвид потребительского кредитования, и брать его могут только физические лица. [11, c. 47]
Определения автокредита различными авторами представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Определения автокредита
Определение Источник
Автокредит — это целевой кредит для физических лиц на покупку легковых и грузовых машин, автобусов, спецтехники и прочих категорий транспорта с последующей передачей в обеспечительный залог. Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит,
банки: учебник для академическо-
го бакалавриата / А. Е. Дворецкая.
— М.: Юрайт, 2016. — С. 480.
Автокредит – это способ приобретение транспорта за счет кредитных средств, которые банк предоставляет под залог приобретаемого транспортного средства. Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка: учебник для СПО / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 301 с.
Автокредит – это специальная форма потребительского кредита, при которой автомобиль является залогом до полного погашения суммы кредита Розанова, Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 410 с.
Автокредит – это современная и удобная услуга для клиентов, предоставляющая возможность приобрести автомобиль Копытова, А. И. Банки и банковское дело: учеб. пособие / А. И. Копытова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. – 248 с.
Автокредит – это деньги, которые вы занимаете у банка с целью покупки нового или поддержанного автомобиля. Кропин, Ю. А. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для СПО /Ю. А. Кропин. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с.
Рассмотрим классификацию автокредитования.
По цели использования автомобиля кредиты делятся на:
-стандартный — такое автокредитование предоставляют на покупку автомобиля для собственного пользования, не в коммерческих целях. Допускается покупка только легкового автомобиля
Фрагмент для ознакомления
3
1) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция)
2) Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
3) Алексеева, Д. Г. Банковское кредитование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 128 с.
4) Банки и банковские операции: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.]; под ред. Б. И. Соколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с
5) Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Под ред. Г. Н. Белоглазовой - М.: Высшее образование, 2014. - 392 с.
6) Деньги. Кредит. Банки: учебник для проведения практических занятий по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» для студентов, обучающихся по программе бакалавриата «Экономика» / авт.-сост. Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров, Т. Г. Гурнович и др.; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 312 с.
7) Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки: учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 480 с.
8) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, К68 М.А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
9) Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник/Т.В. Кириченко М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2013. – 483с.
10) Копытова, А. И. Банки и банковское дело: учеб. пособие / А. И. Копытова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. – 248 с.
11) Кропин, Ю. А. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для СПО / Ю. А. Кропин. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с.
12) Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2016. — 656 с.
13) Макушина Т.Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/Макушина Т.Н. Кинель:РИЦ, 2015. – 375с.
14) Макроэкономика: учебник для бакалавров / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина [и др.]; под ред. С. Ф. Серегиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 521 с.
15) Макроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. А. Родина [и др.]; под ред. Г. А. Родиной. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 462 с.
16) Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: учебник/И.Д.Мацкуляк , РАГС, 2014.- 640с
17) Политковская, И.В. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / И.В. Политковская, Л.К. Шнурова. – М.: МАДИ, 2013. - 112 с.
18) Розанова, Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 410 с.
19) Саталкина, Н. И. Макроэкономика для бакалавров: учебное пособие / Н. И. Саталкина, Г. И. Терехова, Ю. О. Терехова. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 108 с.
20) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.А. Семиглазов. -Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
21) Словарь финансово-экономических терминов/ А. В. Шаркова, А. А. Килячков. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
22) Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка: учебник для СПО / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 301 с.
23) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
24) Яллай В.А Макроэкономика: учебное пособие / В.А. Яллай. - Псков, ПГПИ, 2014. – 176с.
25) Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов/В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Экзамен».2014, — 382с